Андрей Теперик.Герой России.г.Липецка.5 сентября 1999 года погиб прикрывая своих друзей в Чечне.



«В его жизни были две командировки: первая и последняя...»




Теперик Андрей Владимирович
– Когда папы не стало, мне было четыре года. Его лицо представляю смутно, но остались воспоминания, связанные с отцом. Он возил меня на санках в детский садик, летом гулял в парке. А еще брал на руки, подносил к турнику и учил подтягиваться. Самое главное – он очень любил меня и маму, – рассказывает дочь Героя России Андрея Владимировича Теперика Анастасия.

ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛУЧАЙНО

Он рос в обычной семье: отец – водитель автобуса, мама – воспитатель в детском саду.

– Свекровь рассказывала, что Андрей был послушным ребенком, – замечает вдова Татьяна Теперик. – Помогал родителям, заботился о младшей сестре Ирине. Спортом увлекался: участвовал в городских соревнованиях по тяжелой атлетике и занимал призовые места. А еще играл на гитаре и пел. Может, и хулиганил в детстве, не могу сказать. Для меня Андрей был идеалом мужа и отца. 

– Ему всегда хотелось служить, – признается мать Мария Петровна Теперик. – В детстве с восторгом смотрел на отца и дядей, вернувшихся из армии, прикалывал их наградные значки к одежде и примерял военную фуражку. Однако путь сына к военной службе был непростым. Он получил профессию фотографа в ПТУ, затем отслужил в армии. Срочную службу проходил в погранвойсках в Северо-Западном пограничном округе. Вернувшись домой, поработал формовщиком на тракторостроительном заводе. 

– Мы встретились случайно, – делится Таня. – Я дружила с девушкой, мама которой была водителем трамвая. Однажды пришла к ним на чай. «Девчонки, какой со мной стажер работает! – сказала тетя Женя. – Обходительный, внимательный. Золото, а не парень». Я почему-то сразу заинтересовалась, попросила познакомить. «Вот еще! Всю голову ему забьешь!» – пошутила знакомая. 

Прошло несколько месяцев. Однажды возвращалась с работы и в районе площади Мира пересела на трамвай. Смотрю: в кабине водителя – тетя Женя, а рядом с ней – симпатичный молодой человек. Он ехал и все на меня посматривал. После этого мы долго не виделись. Наша история продолжилась неожиданно. Сестра Андрея, с которой мы жили в одном дворе, случайно в разговоре упомянула обо мне. Он, видимо, захотел поближе познакомиться. Встреча произошла 3 октября 1993 года, а уже 25 февраля 1994-го мы сыграли свадьбу. Я никогда не жалела, что все произошло так быстро. Это был мой человек, с которым было легко и спокойно. Знаете, мужу нравились два женских имени: Таня и Настя. Когда родилась дочь, мы даже не обсуждали, как ее назвать.

– Когда молодые только начинали жить вместе, Андрюша разбил дома все кружки, – вспоминает теща Таисия Степановна Завертяева. – Начинал мыть – они выскальзывали и падали на пол. «Что же это такое?! Зять всю посуду перебил!» – ворчала я тогда. Он был очень добрым, ни разу меня не обидел. Мы вместе чинили Настины игрушки, а с тестем они часто возились в гараже или саду. 

УСПЕЛ ОТСЛУЖИТЬ ЧЕТЫРЕ ГОДА

В мае 1995-го Андрей Теперик поступил на службу в органы внутренних дел в должности милиционера-водителя моторизованного взвода липецкого ОМОНа. Спустя некоторое время его отправили на Северный Кавказ. 

– Рассказывал, что там все спокойно, служится легко, – продолжает Татьяна. – Скоро я убедилась в обратном. Как-то вечером (уже после возвращения мужа) втроем ехали в автобусе. Неожиданно раздался громкий хлопок – лопнула шина. Он толкнул нас с дочкой на пол и прикрыл собой. «Андрей, что случилось? – спросила я. – После этого будешь говорить, что там не страшно?» Но он ничего не ответил. Так сложилось, что в его жизни были две командировки: первая и последняя. В августе 1999-го я закрыла за ним дверь в последний раз. Накануне отъезда он никак не мог уснуть, постоянно ворочался и вдруг сказал: «Я не знаю, как смогу жить без вас». – «Что у тебя за мысли? – удивилась я. – Ты вернешься, и все будет хорошо». Но он только покачал головой. 

«Танюш, я позвоню», – пообещал муж на прощание. Потом действительно сообщил, что добрались нормально, обстановка спокойная. Мы решили, что в следующий раз поговорим в воскресенье, но наш разговор так и не состоялся. 

Это случилось 5 сентября 1999 года. В селении Новолакское Республики Дагестан на здание РОВД напали вооруженные боевики. Бой приняли местные милиционеры и липецкие омоновцы, среди которых был и Андрей Теперик. 

Так случилось, что вышедшие на проверку постов командир взвода лейтенант милиции Алексей Токарев и врач отряда старший лейтенант внутренней службы Эдуард Белан первыми натолкнулись на засаду. 

Они успели только сообщить о ней в отряд: Токарев получил тяжелые ранения, а Белана захватили боевики и убили. Завязался бой.
Огонь не ослабевал. Несколько гранат пронеслись над крышей спортзала Дома культуры, где находились наши ребята, и продырявили стену почти под потолком, осыпав омоновцев каменными осколками. 

Бандиты все теснее сжимали кольцо, появились первые убитые и раненые. В этот тяжелый момент боя старший сержант Теперик встал в полный рост и выстрелил в упор в боевиков. Те на несколько секунд оцепенели, но этого оказалось достаточно, чтобы наши бойцы успели покинуть здание спортзала. Однако пуля снайпера попала омоновцу в голову – его жизнь оборвалась мгновенно.

СВОИХ НЕ БРОСАЮТ

На похороны приехали все друзья: были и армейские товарищи, и бойцы ОМОНа. 

– Когда Андрей погиб, мы не знали, как сказать дочке о случившемся. Посоветовалась с мамой – та сама отвезла внучку на кладбище и объяснила, что папа теперь живет здесь. После смерти отца Настя замкнулась в себе. Я отправляла ее летом в загородные лагеря, чтобы она и отдохнула, и с ребятами пообщалась. «Мама, смотри, вон папа пошел», – сказала она мне однажды. «Где?» – удивилась я. «Неужели не видишь? Он же нам рукой помахал». Так тяжело она привыкала к тому, что Андрея больше нет. Я удивляюсь: как же Настя похожа на отца! Те же жесты, мимика, одинаковая манера общения. Она даже блины ест, как папа: посыпает сахаром, а затем сворачивает в трубочку. Действительно папина дочка. 

После гибели мужа генерал-майор Липецкого УМВД Александр Аксенов пригласил Татьяну Теперик к себе на работу. Она долго не соглашалась, хотя о военной службе мечтала всегда. 

– Меня тогда поддержала вдова погибшего подполковника СОБРа Сергея Ситникова. «Таня, жизнь продолжается, – сказала она. – Приходи работать к нам». Я так и сделала и уже девять лет служу здесь в должности инспектора группы информации и документирования. Правду говорят, что наши ребята своих не бросают. Они нас очень поддерживают, приходят в гости. Мы вместе пересматриваем фотографии Андрея. Я храню все газетные статьи о нем, тетрадь, в которую он записывал результаты спортивных достижений, часы и записную книжку. Его вещи висят в шкафу, как будто он никуда и не уходил. Бывает, что я мысленно разговариваю с мужем, советуюсь, рассказываю о дочке. Она в прошлом году поступила в Воронежский государственный университет на юрфак. Учиться сложно, но ей помогает папина целеустремленность. После защиты диплома хочет пойти служить в МВД. Уверена, Андрей гордился бы своей дочерью.

22 октября 1999 года Указом Президента России Андрею Владимировичу Теперику посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Имя Героя России Андрея Теперика увековечено на мемориальной доске здания УМВД России по городу Липецку, ОМОН УМВД России по Липецкой области. Его именем названа одна из улиц нашего города. Школа № 25 в поселке Тракторостроителей с гордостью носит имя своего ученика.

В Липецком УМВД много лет подряд проходит турнир по стрельбе памяти Героев России Андрея Теперика и Эдуарда Белана. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Москва - 400. Что это за адрес.

Группа «Север» 131-я омсбр, 81-я мсп и 276-й мсп .Первая Чеченская Война, начало.

3-я мотострелковая дивизия в Чечне, ее состав.